Меню KDT
МЕНЮ
Ашық есік күні

 

Ашық есік күні 2019 жыл

Выступление на августовском педсовете 29.08.2019г.

 

«Глобальные ценности и

 

качество казахстанского образования и науки»

 

Құрметтіұстаздар!

 

Дәстүрге айналған Тамыз кеңесі – ұстаздар қауымы бас қосатын ауқымды әрі маңызды жиын.Әр адам қандай жетістікке жетсе де, білім берген ұстаздарын ерекше қадірлейді.

 

 «Білімдіден шыққан сөз, Талаптыға болсын кез», – деп ұлы Абай айтқандай, Ұстаз – әрқашан ілім мен ізгілікті алға қоятын тұлға.Ұлағатты ұрпақ тәрбиелеу – аса жауапты әрі күрделі міндет. 

 

«Лайықты азамат – бұл білімді, Отанына адал, елін, жерін сүйетін адам. Бұл әлемде Қазақстаннан басқа Отанымыз жоқ. Елін шынайы сүйетін азаматтарды тәрбиелеу – ұстаздардың мақсаты» Президентіміз Қ.Тоқаевтың сөзімен бүгінгі педкеңесті бастамақпын, өйткені бүгінгі таңда білім беру мен қатар тәрбие беру жоғары деңгейді талап етіп тұр.

 

Отандық білім беру жүйесінің үздік дәстүрлерін сақтай отырып, біз бір орында тұрмауымыз керек. Білім беру жүйесі үнемі дамуы тиіс.Жаңа ұрпақ еңбексүйгіштік идеялары мен құндылықтарында тәрбиеленуі тиіс.Қажырлы еңбек, үнемі өзін – өзі дамыту, тынымсыз іздеу-бұл XXI ғасырдағы табыстың негізі, мұнда жасанды интеллекті бар роботтар көптеген кәсіптерде адамдарды алмастырады.Бұл үшін жаһандық білім берудегі алдыңғы қатарлы әлемдік жаңалықтар мен өзгерістер болуы маңызды. Бүгінгі күні IT және биотехнология саласындағы революциялар адамзаттың өмірін өзгертуде.Сондықтан, білім беру жүйесі жаңа шындыққа тез бейімделуді қажет етеді.Оның кілті-сапалы, қолжетімді және заманауи білім. Қазір осы саланың дамуына жаңа, қуатты серпін беру маңызды.

 

"Мы связываем большие надежды с грядущими позитивными изменениями в сфере образования. Главная задача - поднять казахстанское образование на уровень развитых стран", - сказал министр образования и науки Асхат Аймагамбетов на августовской конференции педагогических работников.

 

Как же мы решаем вопросы развития образовательного учреждения, живя в бурно развивающейся столице нашего государства? С какими успехами подходим к новому учебному году?

 

Конец 2018-2019 учебного года принес приятную весть:нашей организации присвоен был статус школы-лицея. Системное повышение качества знаний учащихся является доказательством эффективности учебно-воспитательного процесса в школе. 3589 учащихся в 110 класс-комплектах завершили учебный год со средним качествомзнаний 62,5% (это выше на 1% по сравнению с 2017-2018 учебным годом). Но если в начальном звене процент качества выше среднего по школе, во всех остальных параллелях основного и старшего блока качество знаний ниже среднего. Если первоклассники дают качество знаний 85,5%, то у восьмиклассников успеваемость падает до 36,8%. Да, эта тенденция, которая повторяется ежегодно, не должна стать системной. Необходимы кардинальные меры по сохранению образовательного потенциала ученического контингента. Сейчас, когда мы открываем лицейские классы, эта проблема ставится во главу угла.Министр образования и науки  заявилна августовском форуме педагогов о необходимости анализа статуса гимназий и лицеев страны."Сегодня порой, имея значительные преимущества в часах, оплате труда, качество знаний их  учащихся не отличается от общеобразовательных школ. Поэтому мы пересмотрим квалифицированные требования, предъявляемые к образовательной деятельности школ, гимназий, лицеев, специализированных школ, колледжей и высших колледжей.Также будет предусмотрена процедура отзыва лицензии либо изменения статуса при несоответствии требованиям». Поэтому перед нашим коллективом стоит большая ответственность за сохранение статуса школы-лицея. За летний период проделана педагогами хорошая работа: составлены тестовые задания, контрольные работы, проведены экзамены, отобрано 290 учащихся в 11 лицейских классов.  Лицейские классы должны стать элитными классами и показывать высокое качество знаний, соответствующее требованиям мировых стандартов.В мировом индексе развития человеческого капитала-2018 ВЭФ Казахстан занимает 31-е место, в том числе 10-е место по обучению из 157 стран.Сейчас Казахстан вступил в комитеты ОЭСР по инновационной и образовательной политике, и наша школа должна быть в числе передовых образовательных учреждений столицы.

 

 

 

Если говорить о выпускниках 2018-2019 учебного года, то 7 учащихся закончили школу на «Алтын белгі» и 3 получили аттестат с отличием. Средний балл ЕНТ составил 82,7 (показатель ЕНТ в 2018 году был ниже -79,8).Но и эти показатели нужно улучшать, так как на протяжении нескольких лет нет значительного роста среднего балла по школе. Традиционно уже который год подряд образовательные гранты больше выделяются на технические специальности, на IT-специальности, следовательно, нужно уделять внимание подготовке по предметам ЕМЦ. Это ещё раз подтверждает необходимость высоких требований к лицеистам и обеспечения школы высококвалифицированными кадрами, с привлечением специалистов из ВУЗов.

 

В связи с этим, важную роль играет повышение квалификации имеющихся педкадров. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в рамках обновления содержания образования, составляет сейчас 86%.11 учителей естественно-математического цикла ведут преподавание своих предметов на английском языке.  25 педагогов  прошли в летнее время обучение на курсах по разработке и экспертизе заданий для оценивания, 2 учителя – на курсах тренеров по исследованию. В нынешнем учебном году важно 100%-ое обучение педагогов на курсах по обновлению содержания образования, дополнительное обучение школьных координаторов.По обновленным программам будут  учиться учащиеся 4-х, 9-х, 10-х классов, и конечно,надо дообучать педагогов, обеспечивать качественный менторинг.

 

По итогам учебного года 25 педагогов повысили категорию, таким образом доля учителей с высшей и первой категориями составляет  67% (повышение на 6%). Летом ещё 50 педагогов сдали квалтест, подали заявления на аттестацию и теперь ждут решения аттестационной комиссии.

 

На начало 2018-2019 учебного года школа была определена,  как одна из 8 ведущих школ в кластере «Критериальное оценивание». Появилась ответственность за эффективность деятельности не только одной школы, но и совместной деятельности нескольких школ (№29, 37, 43, ФТЛ «Флагман»). Школы единодушно поддержали главный приоритет в развитии: повышение профессионального уровня педагогов, ведущее к развитию успешности педагогов, а значит, к успешности учащихся и школ в целом. Деятельность сообщества «Табыс» освещалась системно на сайте «Кластеры успешности» центра модернизации образования, показана на внутрикластерных, городских,  республиканском семинарах, на выставке «Білім және ғылым» августовской конференции педагогических работников.

 

Объединение учителей в группы по интересам позволило активизировать работу школы по пилотным и инновационным проектам: это СТЕМ-образование, международный проект Cisko, Школа, способствующая укреплению здоровья и другие. 32% педагогов участвуют в инновационных проектах. 8 групп учителей работалина 5 параллелях по подходу Lessonstudy и в большинстве классов добились повышения качества успеваемости учащихся.В нынешнем учебном году мы планируем вступить в городской кластер LSи уделять больше внимания улучшениюпрактики преподавания педагогов.

 

Введение новой электронной системы «Күнделік» выявило затруднения некоторых учителейв использовании ИКТ, цифровых ресурсов, и над этой проблемой нужно продолжать работать. Уникальный школьный проект «Домашний репетитор» должен развиваться дальше. Пополнение базы групп «Домашний репетитор» в системе «Күнделік» было ориентировано на дообучение детей в дистанционном режиме через видеообъяснения учителей, обратную связь с учащимися и родителями. Переход на 5-дневную рабочую неделю выявил невозможность проведения коучингов, семинаров, мастер-классов в будние дни с учителями, работающими в  5-11 классах из-за уплотненности расписания. Основная нагрузка приходилась на субботний день, который планировался для работы с учащимися с повышенной и пониженной мотивацией к обучению. Поэтому рекомендовано было учителям активно учиться внутри коллектива друг у друга, работать в микрогруппах Lessonstudy, наблюдать за работой друг друга, прислушиваться к мнению учащихся, делиться знаниями и идеями, проводить обсуждения и искать пути решения возникающих вопросов.

 

В плане развития школы на 18-21 годы предусмотрен конкурс «Инновации для самообразования», направленный на выявление и поощрение педагогов, активно использующих  ІТ- технологии в педагогической деятельности и стимулирование к совершенствованию и созданию новых интернет – ресурсов с образовательным компонентом. Молодые педагоги смогут показать себя в этом конкурсе. Основной этап конкурса необходимо провести в 2019-2020 учебном году.  Введение курса «Основы программирования» в прошлом учебном году во 2-4 классах позволило участвовать и учащимся в конкурсах  городского уровня, занять призовые места.Создание IT-зоны в нынешнем учебном году на 1 этаже школы должно в ходе сотрудничества педагогов и учащихся способствовать повышению IT-грамотности учителей.Эта зона предназначена для отдыха учащихся и работы над  проектами «Визуальный дизайн», «Виртуальный музей», «Smartbala», «Программирование», запланированными в программе развития школы на 2018-2021 годы.

 

Открытие в школе кабинета поддержки инклюзии помогло педагогам в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями. На августовской конференции акцент в работе с детьми с особыми образовательными потребностями сделан Президентом К.Токаевым.

 

 

 

Невозможна работашкольного коллектива безученического самоуправления. В прошедшем учебном году в ходе участия в пилотном проекте в рамках республиканского конкурса «ЭкоChallenge» удалось активизировать деятельность парламента. Хорошим средством воздействия на организацию дисциплины и культуры воспитания стало также создание кадетского класса, в будущем году будет сформировано 2 кадетских класса на параллели 7-х классов. Возрождение дебатного клуба дало положительные результаты, участники клуба стали сотрудничать с членами городских клубов «ЖасОтан», занимают призовые места в дебатах. Проведение Республиканского экофестиваля и глобальные акции прошедшего учебного года «Всемирный день чистоты», «Vпереработку» возложили на членов школьного парламента дополнительные функции по организации деятельности учащихся, по повышению экокультуры в школе.Освещение мероприятий членами школьного телевидения и школьной газеты постепенно набирает опыт, учащиеся приучаются к оперативности предоставления информации. Помимо школьного сайта, работа школы освещается в общедоступной группе «Школа-лицей №37 имени СырбаяМауленова» в социальных сетях FB и инстаграм.

 

Важную роль в учебно – воспитательном процессе играют родители и Попечительский совет школы.  Председателем и членами попечительского совета разрешен ряд возникших проблем и конфликтных вопросов. Таким образом,  создается более прочная связь между родителями и школой. Параллельно ведется мониторинг деятельности родителей для награждения знаком «Үздік ата – ана». Такие мероприятия, как Дни открытых дверей, Родительские педуниверситеты, на которых были введены новые формы общения с родителями (приглашение родителей от имени учащихся, открытый диалог с предметниками) повернули лицом к школе большую часть родителей, стали выигрышной фишкой в сотруднических отношениях с родительской общественностью. В нынешнем учебном году предстоит кропотливая разъяснительная и просветительская работа с родителями учащихся 10-х классов, которые впервые будут обучаться по обновленным программам.

 

Важна роль государства и школы в рамках Всеобуч при оказании помощи детям из малообеспеченных семей и детям-сиротам. В текущем году в нашей школе 177 учащихся получили денежные сертификаты по 30000 тенге на каждого ребенка, из них 106 получают АСП, детей из малообеспеченных  семей – 51, детей-сирот – 16, иных категорий-1. Ежемесячно дети из таких категорий семей получают бесплатной проездной билет и горячее питание.

 

Одной из главных проблем в сфере образования на сегодняшний день является эмоциональное выгорание учителей. Не секрет, что учитель с большим опытом работы боится новизны. Непонимание некоторыми учителями внесения изменения в свою практику или же боязнь нового, сомнения в успешности, неумение рефлексировать, низкий уровень образованности среди родителей, который тормозил взаимодействие между учителем и родителем, создавали проблемы      при  внедрении новых подходов в образовании и воспитании. Большую помощь учителям оказали семинары по развитию эмоционального интеллекта с приглашением сертифицированного тренера. Школы выделила средства для обучения 10 педагогов на специализированном курсе. Будет дальше продолжаться работа по обучению педагогов и родителей.

 

Современному учителю недостаточно только грамотно преподавать свой предмет. Педагоги нашей школы учились налаживать сотрудничество с другими организациями, так как они сами составляли договоры и меморандумы о сотрудничестве, планировали дальнейшую деятельность с ними. Эти мероприятия проводились с целью сопровождения научных и социальных проектов, развития эстетической культуры учащихся. В течение учебного года школе удалось подписать 24 документа о сотрудничестве благодаря активности педагогов. С целью участия детей в инновационных проектах на 1 этаже школы открыт кабинет гидропоники. Учителям биологии необходимо использовать самые активные ученические ресурсы для проведения исследовательских работ в данной зоне школы. Также приятно удивят детей и педагогов новый кабинет биологии, закупленное новое обрудование кабинета технологии. Новые предметы, вводимые в нынешнем году «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование», «Начальная военная и технологическая подготовка», позволят развивать функциональную грамотность учащихся, выявят интересы и склонности наших детей.

 

Большую помощь в повышении профессионального уровня оказало обучение педагогов на тематических семинарах ЦПМ, НИШ, а также сотрудничество с Назарбаев Университетом. Семинары «Исследование в действии», «Развитие языковых компетенций учителя» под руководством профессоров Назарбаев Университета способствовали развитию творческих способностей педагогов.  Расширение поля сотрудничества добавило позитива в настроениях учителей, веры в собственные силы. Школа успешно участвовала в марте 2019 г. в научном исследовании «Трансляция образовательных инноваций и  непрерывности системы  среднего образования в Казахстане» в рамках сотрудничества Факультета Образования Кембриджского Университета и Высшей школы Назарбаев Университета. В настоящее время рассматривается также участие школы под руководством профессоров Ф.Полат и А.Хан в проекте по направлению «Инклюзивное образование».

 

Школа подала заявку и получила одобрение на участие в проекте «Объединение школ для исследований в области образования» (проект Кембриджского Университета при поддержке Назарбаев Университета). Данный проект повысит исследовательскую культуру педагогов, улучшит практику преподавания, в целом, окажет положительное влияние на развитие успешности школы, педагогов,  учащихся.

 

Как сказано было в выступлении Президента К.Токаева на августовской республиканской конференции, много мероприятий предусмотрено для повышения статуса педагога. И мы накануне нового учебного года постарались облагородить школу, сделать её привлекательной: выполнен текущий ремонт,  с целью создания зон отдыха и комфорта закуплены диванчики и пуфики для рекреаций, оборудована новая учительская для педагогов. В рамках республиканского конкурса«ЭкоChallenge» была проведена большая работа по улучшению ландшафтного дизайна школы. Учащиеся в период летней практики вместе с учителями облагораживали территорию школы, проводили мероприятия с целью развития экокультуры населения микрорайона школы, города, пригородных зон. Необходимо в дальнейшем продолжать данную работу в тесном сотрудничестве с родителями. 

 

       Хотелось бы отметить  слаженность работы непедагогического состава по развитию школы (специалистов бухгалтерии, технического персонала, психологов, социальных педагогов, медицинских работников, библиотекарей). Необходимо в дальнейшем поддерживать связь непедагогического контингента школы с педагогическим коллективом с  одной общей целью: повышать качество образовательных услуг.

 

В нынешнем учебном году традиционный праздник «День Знаний»будет проходить под названием «Саналы ұрпақ - жарқын болашақ». В рамках данного праздника будет проведен Общереспубликанский Урок патриотизма и гражданственности.

 

Новый учебный год будет отмечен знаменательными событиями: 2019 год провозглашен в Казахстане Годом Молодежи, в СНГ – Годом книги.2020 год знаменателен празднованием 175-летнего юбилея Абая Кунанбаева, а также провозглашен в нашей стране Годом волонтеров.

 

Как следует из инструктивно-методического письма, помимо ценностей семейного, духовно-нравственного, национального, экологического, эстетического воспитания, ЗОЖ, развития нового казахстанского патриотизма, правовой культуры, особое внимание уделяется формированию антикоррупционной культуры в школе.  Антикоррупционное воспитание в школе осуществляется как через включение элементов антикоррупционного образования в учебные программы, так и внеклассные, общешкольные мероприятия: акции, ученические конференции, круглые столы, диспуты и др.

 

Как сказал Джон Локк: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние народа»

 

Сейчас мы начинаем новый учебный год с контингентом 4030 учащихся в 122 класс-комплектах. Впервые в школе открываются 2 предшкольных класса, порог школы переступят почти 580 первоклассников, которые будут обучаться в 16 классах. Количество детей ежегодно растет, повышается и ответственность школы за её конкурентоспособность.

 

          Президент К.Токаев поручил  определить дальнейшую стратегию развития среднего образования.Сегодня в мире сложился определенный стандарт общего среднего образования, рассчитанный на 12-летнее обучение.Сохраняется также тенденция увеличения продолжительности учебного процесса в начальной школе.В 60% стран мира школьное обучение начинается с 6 лет, что способствует более раннему интеллектуальному развитию и социализации ребенка.

 

Правительству поручено обеспечить продуманный, плавный переход к новой 12-летней модели в рамках реализации новой Госпрограммы развития образования и науки до 2025 года.

 

 

 

        Накануне нового учебного года явижу  дальнейшие шаги по развитию будущего школы:

 

-улучшить деятельность профессионального сообщества кластера;

 

-продолжить работу в фокус – группахпо подходу LessonStudy, уменьшив при этом количество участников в группах;

 

-акцентировать внимание на мотивацию учителей, детей и родителей;

 

-использовать новые образовательные зоны школы для эффективной научно-исследователькой деятельности;

 

-поднять на качественно высокий уровень менторинг, исследовательскую культуру педагога.    

 

 

 

Всё это выведет школу на новую ступень в развитии:

 

-повысится качество преподавания;

 

-улучшится сотрудническая атмосфера в школе;

 

-педагоги осознают потребность в непрерывном саморазвитии;

 

-повысится качество знаний учащихся;

 

-повысится в целом школьная культура.

 

 

 

Школа постоянно должна стремиться к выполнению своей миссии: Мы ориентируем на успех!

 

 

 

Коллеги, поздравляю вас в преддверии Дня Конституции, накануне Дня знаний ещё с одним новым учебным годом! Желаю вам здоровья, творческого роста, успехов во всех ваших хороших начинаниях!


 

Ашық есік күні, 2018 жыл